МИХÐИЛ СÐБИÐИР– ПОДВИЖÐИК ГРУЗИÐСКОЙ ЦЕРКВИ
Михаил (Гоброн) Павлович Сабинин — один из извеÑтнейших церковных деÑтелей и проÑветителей XIX века. РодилÑÑ Ð² 1845 году (по вÑей вероÑтноÑти, в ТифлиÑе). По некоторым иÑточникам, его отец был тверÑким ÑвÑщенником, женившимÑÑ Ð½Ð° грузинке. Одно из неопубликованных пиÑем Сабинина позволÑет уÑтановить Ð¸Ð¼Ñ ÐµÐ³Ð¾ матери — Екатерина. Ð¤Ð°Ð¼Ð¸Ð»Ð¸Ñ ÐµÐµ доподлинно не извеÑтна. ПринÑто Ñчитать, что она была Мирзашвили; но Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ñ„Ð°Ð¼Ð¸Ð»Ð¸Ñ ÐµÐµ зÑÑ‚Ñ (мужа ÑеÑтры Ñамого Сабинина) позволÑет подвергнуть Ñто положение Ñомнению.
Приблизительно в 60-е годы XIX века Михаил потерÑл отца, и мать вторично вышла замуж за тифлиÑÑкого почтового чиновника Г. Панова. ИзвеÑтно также, что у Михаила были брат и ÑеÑтра.
Ð’ начале 60-Ñ… годов мальчик был отдан в ТифлиÑÑкую клаÑÑичеÑкую гимназию, где проучилÑÑ Ð´Ð¾ 1868 года. Уже в ученичеÑкие годы Михаил проÑвил Ñвои незаурÑдные ÑпоÑобноÑти и приÑтальный Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑ Ðº иÑтории Грузии. Он много ездил по Ñтране, ÑÐ¾Ð±Ð¸Ñ€Ð°Ñ Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²Ð½Ñ‹Ðµ древноÑти, запиÑÑ‹Ð²Ð°Ñ Ð´Ñ€ÐµÐ²Ð½Ð¸Ðµ легенды и ÑказаниÑ, ÐºÐ¾Ð¿Ð¸Ñ€ÑƒÑ Ñ€Ð¾ÑпиÑи Ñтаринных церквей и монаÑтырей.
Ð’ фонде канцелÑрии Ñкзарха ГрузинÑкого Ðкзархата (Центральный гоÑударÑтвенный архив Грузии) хранитÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ чрезвычайно интереÑный документ, из которого ÑвÑтвует, что 20 октÑÐ±Ñ€Ñ 1867 года, будучи еще учащимÑÑ Ð³Ð¸Ð¼Ð½Ð°Ð·Ð¸Ð¸, Сабинин ÑоÑтавил рапорт на Ð¸Ð¼Ñ Ñкзарха Грузии ЕвÑевиÑ, где ходатайÑтвовал о благоуÑтройÑтве чаÑовни ÑвÑтого мученика Ðбо ТбилиÑÑкого подле церкви Метехи в ТбилиÑи, на меÑте мученичеÑкого подвига ÑвÑтого. Михаил наÑтойчиво требовал ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð°ÑŽÑ‰ÐµÐ¹ атмоÑферы возле будущей чаÑовни, а именно — ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð·Ð´Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð°ÐºÐ°Ð»ÐµÐ¹Ð½Ñ‹Ñ… лавок и «ретирадных» (отхожих — Ð’. К.) меÑÑ‚. Также Сабинин принÑл активное учаÑтие в Ñоздании новой иконы ÑвÑтого Ðбо. Ðрхивное дело конÑтатирует довольно неблагоприÑтную реакцию тифлиÑÑкого благочинного Иоанна (БаÑхарова), недовольного как Ñамим ходатайÑтвом, так и его поддержкой в лице главного ÑвÑщенника военного ведомÑтва Стефана ГумилевÑкого.
Довольно Ñтранным выглÑдит тот факт, что такой Ñнергичный и разноÑторонне одаренный ученик, как Михаил Сабинин, не Ñмог выдержать выпуÑкных Ñкзаменов в гимназии. Скорее, разгадка Ñтого феномена кроетÑÑ Ð½Ðµ в недоÑтаточных знаниÑÑ…, что маловероÑтно, а в прÑмом и неуÑтупчивом характере Ñамого Сабинина — по вÑей вероÑтноÑти, критиковавшего руководÑтво гимназии.
Сабинин продолжил учебу в ПетербургÑкой духовной академии. Однако он не имел права получить диплом без документации об окончании гимназичеÑкого курÑа. БюрократичеÑкие законы не давали ему права одновременно Ñдавать выпуÑкные Ñкзамены и гимназии, и Ðкадемии. Ð’ благоприÑтную Ñторону Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐ¸Ð»ÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ лишь поÑле непоÑредÑтвенного вмешательÑтва ПетербургÑкого митрополита ИÑидора (ÐикольÑкого), бывшего Ñкзарха Грузии, близко знакомого Ñ Ñ‚Ð°Ð»Ð°Ð½Ñ‚Ð°Ð¼Ð¸ молодого ученого и покровительÑтвовавшего ему. Получив возможноÑÑ‚ÑŒ Ñдать вÑе Ñкзамены, Сабинин предÑтавил на ÑоиÑкание Ñтепени кандидата богоÑловÑких наук Ñвой труд «ИÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Ñкой Церкви Ñ Ð´Ñ€ÐµÐ²Ð½ÐµÐ¹ÑˆÐ¸Ñ… времен до VI века» и уÑпешно защитил его в 1874 году.
СоглаÑно предположениÑм некоторых биографов Сабинина, в поÑледний год учебы он принÑл поÑтриг Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ¼ Гоброн — в чеÑÑ‚ÑŒ великомученика X века Михаила-Гоброна, замученного арабами.
Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑƒÑ‡ÐµÐ±Ñ‹ в Петербурге Сабинин вошел в круги грузинÑкой петербургÑкой диаÑпоры, близко ÑойдÑÑÑŒ Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ извеÑтными грузинÑкими деÑтелÑми, как предÑтавитель царÑкого рода царевич Иоанн Багратиони, лекÑикограф Давид Чубинашвили и др. Ð’ Ñтот же период им был издан ÑобÑтвенный перевод на руÑÑкий Ñзык житий грузинÑких ÑвÑÑ‚Ñ‹Ñ…, вышедший в 1871-73 годах в трех томах и до наÑтоÑщего времени оÑтающийÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из наиболее извеÑтных и популÑрных трудов о грузинÑких ÑвÑÑ‚Ñ‹Ñ… на руÑÑком Ñзыке.
К «петербургÑкому» периоду его жизни отноÑÑÑ‚ÑÑ Ñ‚Ð°ÐºÐ¶Ðµ работа над переводом полемичеÑкого трактата ÑвÑтого ÐÑ€ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ð°Ð¿Ð°Ñ€Ñкого (X-XI века) «О разрыве Картли Ñ Ðрменией» (издан в журнале «ДомашнÑÑ Ð±ÐµÑеда» за 1874 год, â„– 17), издание в 1882 году на грузинÑком Ñзыке капитального труда «Рай ГрузинÑкой Церкви», до Ñих пор не потерÑвшего Ñвоей актуальноÑти, где были предÑтавлены агиографии пÑтидеÑÑти грузинÑких ÑвÑÑ‚Ñ‹Ñ…. Книга была блеÑÑ‚Ñще проиллюÑтрирована литографичеÑкими изображениÑми, Ð¾Ð±Ñ‰Ð°Ñ Ñхема и Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¸Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ÐºÐ° которых принадлежат автору.
Однако некоторые предÑтавители руÑÑкого и грузинÑкого духовенÑтва обÑтрукцировали «Рай ГрузинÑкой Церкви». Ð’ личном пиÑьме Ñвоему другу, иÑторику Захарии Чичинадзе, Сабинин Ñ Ð³Ð¾Ñ€ÐµÑ‡ÑŒÑŽ пиÑал, что «грузины ÑомневаютÑÑ Ð² его иÑкренноÑти, а руÑÑкие Ñчитают его предателем, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð¾Ð½ не Ñделал зла ни одному из народов».
Ð’ 1883 году в Петербурге Ðœ. Сабинин и Ð’. Мачабели организовали Ð´Ð»Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Ñких Ñтудентов театральное предÑтавление на иÑторичеÑкие темы, а доходы раÑпределÑлиÑÑŒ Ñреди неимущих Ñтудентов. ВозвратившиÑÑŒ на Родину, Сабинин Ñчел Ñвоим долгом вплотную занÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾Ð¼ благоуÑтройÑтва Ñамых почитаемых ÑвÑÑ‚Ñ‹Ñ… меÑÑ‚ Грузии. Собранные им Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÑ€Ñ‚Ð²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñо вÑей РоÑÑии позволили в 1888 году воÑÑтановить обитель Бодбе, где был возобновлен женÑкий монаÑтырь, а также уÑтроено мраморное надгробие над гробницей ÑвÑтой равноапоÑтольной Ðины. По его заказу и ÑÑкизу была напиÑана икона ÑвÑтого Ðбо ТбилиÑÑкого, уÑÑ‚Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð² уÑтроенной в одноименной Ñкале подле Метехи чаÑовне. Также ÑтараниÑми Сабинина была переÑтроена гробница ÑвÑтого Шио МгвимÑкого в монаÑтыре Шио-Мгвиме близ Мцхета, обновлен иконоÑÑ‚Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð°ÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñ Ð—ÐµÐ´Ð°Ð·ÐµÐ½Ð¸. ИнтереÑно отметить, что колокол Ð´Ð»Ñ Ñтого монаÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñ Ð±Ñ‹Ð» выÑлан по проÑьбе Сабинина ÑвÑтым Иоанном КронштадтÑким.
Ðо оÑобое попечение проÑвлÑл Михаил о Давид-ГареджийÑкой лавре, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð¹ выпиÑал из МоÑквы и Петербурга дубовые иконоÑтаÑÑ‹, мраморные трапезы, золототканые покрывала и облачениÑ, бронзовые паникадила, драгоценные предметы церковной утвари и др. СредÑтва, по его же ÑобÑтвенному признанию в пиÑьме епиÑкопу ÐлекÑандру (Окропиридзе), Сабинин Ñобрал у «зажиточных людей по вÑей РоÑÑии» (например, он приводит Ð¸Ð¼Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ из меценатов — моÑковÑкий купец 3-й гильдии Байков), которым иÑпрашивал у епиÑкопа возможноÑти выÑлать в знак признательноÑти и отличиÑ, награду грузинÑкой Церкви креÑÑ‚ ÑвÑтой Ðины. Однако, ÑÑƒÐ´Ñ Ð¿Ð¾ вÑему, его проÑьба так и не была выполнена.
До наших дней дошел Ñильно поврежденный надгробный мраморный камень Ñ Ð³Ñ€Ð¾Ð±Ð½Ð¸Ñ†Ñ‹ ÑвÑтого Давида ГареджийÑкого. Камень хранитÑÑ Ð² ÐрмазÑком филиале ГоÑударÑтвенного иÑторичеÑкого Ð¼ÑƒÐ·ÐµÑ Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð¸ и Ñодержит надпиÑÑŒ на грузинÑком Ñзыке заглавным пиÑьмом: «Завидуем тебе, доÑтойный отец Давид, и воздаем дань ÑвÑтой памÑти (твоей)! Предводитель монахов, Ñ Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð°Ð¼Ð¸ пребывающий, помилуй Сабинина в ÑÑылке! (1893)» (перевод – Ð’. К.). Дважды, в 1890 и 1898 годах, по предÑтавлению Ðкзархов Грузии Владимира и Флавиана, Ñчитавших его «ненадежным Ñлементом», Сабинина выÑылали из Грузии. Однако и в ÑÑылке он не заброÑил Ñвоих занÑтий.
ОÑобо Ñледует отметить заÑлугу Михаила Сабинина перед ГрузинÑкой Церковью — разработку Ñюжета и, видимо, Ñоздание черновика иконы «Слава ГрузинÑкой ПравоÑлавной Церкви». Икона была отпечатана типографÑким ÑпоÑобом в 1889 году в Лейпциге, в 1895 году — в Берлине, и быÑтро разошлаÑÑŒ по вÑей РоÑÑийÑкой империи. Икона была Ñоздана на оÑнове уже имеющейÑÑ Ð² Патриаршем храме Светицховели во Мцхета иконы, но уÑовершенÑтвована и дополнена деталÑми. Ð’ центре композиции раÑположен ЖивотворÑщий Столп, поддерживаемый в воздухе Ðнгелом. ÐепоÑредÑтвенно над Столпом раÑположена фигура благоÑловлÑющего ХриÑта, по правую Ñторону от Которого ÑтоÑÑ‚ Богоматерь и Ñв. вмч. Георгий ПобедоноÑец, а по левую — Ñвв. апп. Ðндрей Первозванный и Матфий. По обе Ñтороны от Столпа — грузинÑкие ÑвÑтые, под ним, в корнÑÑ… Ñрубленного дерева лежит ÑвÑÑ‚Ð°Ñ Ð¡Ð¸Ð´Ð¾Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð¥Ð¸Ñ‚Ð¾Ð½Ð¾Ð¼ ГоÑподним. ИзвеÑтный Ñовременный духовный пиÑатель архимандрит Рафаил (Карелин), Ñлужащий в руÑÑкой ÐлекÑандро-ÐевÑкой церкви в ТбилиÑи, Ñравнивает значение Ñтой иконы Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ ключевыми ÑобытиÑми иÑтории ГрузинÑкой Церкви и Грузии, как оÑнование Патриаршего Ñобора Светицховели во Мцхета и Ñоздание рукопиÑного Ñвода грузинÑких летопиÑей Â«ÐšÐ°Ñ€Ñ‚Ð»Ð¸Ñ Ð¦Ñ…Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ±Ð°Â» (Житие Картли).
Ð’ 80-е годы XIX века Сабинин был избран попечителем грузинÑкого монаÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñ Ð˜Ð²Ð¸Ñ€Ð¾Ð½ на Ðфоне. Ð’ 1897 году, как Ñообщали газеты того времени, Сабинин намеревалÑÑ Ð¸Ð·Ð´Ð°Ñ‚ÑŒ на французÑком Ñзыке «ИÑторию ГрузинÑкой Церкви», однако неизвеÑтно, было ли оÑущеÑтвлено Ñто намерение.
Ðо жизнь Ñтого неутомимого деÑÑ‚ÐµÐ»Ñ Ð½Ð° пользу ГрузинÑкой Церкви была омрачена неÑкончаемыми гонениÑми и клеветами. Его обвинÑли в ÑÑ‚ÑжательÑтве, приÑвоении грузинÑких церковных рукопиÑей и ценноÑтей и так далее. Его обличали как отдельные церковные деÑтели (например, протоиерей Давид Гамбашидзе, издатель церковного журнала «ПаÑтырь»), так и официальные предÑтавители Ðкзархата. Однако на протÑжении вÑей Ñвоей жизни Сабинин пользовалÑÑ Ð½ÐµÑкончаемым доверием и поддержкой епиÑкопа Кириона (Садзаглишвили), в будущем КатоликоÑа-Патриарха вÑÐµÑ Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð¸ (проÑлавлен в лике ÑвÑÑ‚Ñ‹Ñ… в 2002 г.), и Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¸ÐµÑ€ÐµÑ (позже епиÑкопа) Петра (Кончошвили) — авторитетнейших и чеÑтнейших грузинÑких церковных деÑтелей.
Ð’ 1898 году Сабинин был выÑлан из Грузии без права возвращениÑ. Ему было предъÑвлено обвинение «в неблагонадежноÑти и неподчинении духовным и гражданÑким влаÑÑ‚Ñм». ПоÑледние годы жизни он провел в Петербурге и МоÑкве. Глубоко измученный и оÑкорбленный, Ñвои невзгоды он излагал в маргинальных надпиÑÑÑ… в грузинÑких рукопиÑÑÑ…. Ð’ одной такой припиÑке на полÑÑ… ПÑалтыри 1828 года (ныне хранитÑÑ Ð² РукопиÑном отделе РоÑÑийÑкой гоÑударÑтвенной библиотеки), Сабинин жалуетÑÑ Ð½Ð° то, что Ñильно болен, Ñовершенно одинок и измучен кознÑми противников.
Сабинин ÑкончалÑÑ Ð² МоÑкве 10 Ð¼Ð°Ñ 1900 года от воÑÐ¿Ð°Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ñ… и был погребен в СвÑто-Даниловом монаÑтыре. ПоÑледнее желание — быть похороненным в земле Давид-ГареджийÑкой лавры — так и не было иÑполнено. Ðыне меÑто его могилы утерÑно.
Важа Кикнадзе
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon ... 4&did=1079